Последний лидер “Морозовских”: подробности задержания, экстрадиции и суда
Источник – “На страже”
На протяжении 15 лет в международном розыске находился последний из лидеров самой жестокой банды в истории суверенной Беларуси Сергей Дербенёв.
Эта цифра для него, можно сказать, стала пророческой. До того как скрыться от уголовного преследования в ближнем зарубежье, примерно такое же время гомельчанин состоял в рядах «морозовцев», державших в страхе весь регион. А недавно суд первой инстанции приговорил его… к 15 годам лишения свободы в колонии усиленного режима.
В вину задержанному почти за десять тысяч километров от родины мужчине вменили три убийства, в результате которых погибли восемь человек. Несмотря на кажущуюся мягкость вердикта, с учетом санкции статьи действовавшего на момент их совершения УК (в редакции 1960 года) ему назначено максимально суровое наказание. В том числе с учетом сроков давности содеянного, а также международных обязательств: фигуранта экстрадировали из России, где действует мораторий на смертную казнь.
Троих его ближайших подельников, включая главаря преступной организации, еще в 2006-м приговорили к исключительной мере наказания. Всего же на скамье подсудимых тогда оказались более 40 участников криминального сообщества.
Доказательства их кровавых похождений составили почти 170 томов уголовного дела. Убийства при отягчающих обстоятельствах, изнасилования, незаконное лишение свободы, вымогательства, разбойные нападения, мошенничества…
На заседаниях суда, которые проходили при беспрецедентных мерах безопасности, служители Фемиды заслушали показания около 300 свидетелей и потерпевших.О преступлениях «морозовцев», в 1990-х жестоко расправлявшихся с конкурентами при переделе сфер влияния, неугодными «своими» и бизнесменами, не желавшими платить дань рэкетирам, сказано много. На их руках кровь десятков человек, в том числе молодой гомельчанки, расчлененное тело которой после нечеловеческих издевательств выбросили в реку.
И троих милиционеров, двое из которых получили несовместимые с жизнью ранения при задержании киллера, открывшего огонь на привокзальной площади облцентра. В перестрелке тогда, кстати, также погибла случайная прохожая.
Изобличение и задержание в 2004 году членов удушавшего Гомельщину криминального спрута стоило колоссальных усилий правоохранителям, вошедшим в состав специальной оперативной группы. Однако, с учетом большого количества фигурантов, некоторым из них, в том числе Дербенёву, удалось скрыться.
– Кого-то уже и до этого задерживали, поэтому подельники упорно продолжали верить в собственную неуязвимость, – рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУБОПиК подполковник милиции Олег Бобрович. – Например, как тот же Морозов, с началом спецоперации лишь направившийся на дальнюю дачу. Дербенёв же воспринял все всерьез и уехал из страны, оборвав связи с окружением.
В последующие годы борцы с оргпреступностью ничего не знали о его местонахождении, но оперативно-разыскные мероприятия не прекращали. А в 2019-м получили важную информацию… из Владивостока. Отпечатки пальцев гомельчанина совпали с образцами, полученными у россиянина Сергея Коваленко. Когда развеялись последние сомнения в том, что речь об одном и том же человеке, последовало решение о задержании.
– Чтобы минимизировать риски, работали в связке с коллегами из ФСБ, – уточняет Олег Васильевич. – Понимали: в случае с Дербенёвым второго шанса может не быть, поэтому до момента, когда на его запястьях защелкнулись наручники, прошло всего пару месяцев.
Как выяснили оперативники, из Беларуси фигурант сбежал в Украину, откуда направился в Казахстан. Там сумел официально получить паспорт, взяв фамилию Коваленко.
– При регистрации назвал данные ближайшего друга – гомельского «вора в законе» по прозвищу Мамонтенок, – продолжает собеседник. – А вскоре по программе возвращения соотечественников подался в Россию, сумев натурализоваться в стране-соседке. Опасаясь разоблачения, уехал, можно сказать, на край земли – в Приморье, устроился на работу охранником в порту. Удаленная территория, отсутствие чужаков… Здесь Дербенёв-Коваленко чувствовал себя как рыба в воде. Обзавелся семьей – окружил заботой молодую супругу и ее сына, ни сном ни духом не ведавших о темном прошлом беглеца. Для новых знакомых придумал легенду, дескать, после травмы головы потерял память. Чтобы не было лишних вопросов. А их и не возникало: балагура, рубаху-парня, примерного семьянина быстро приняли за своего.
Ну а то, что он боялся даже подходить к современным гаджетам, оснащенным видеокамерами, а брал в руки только кнопочные телефоны, списывали на особенности человека старой закалки…
Начав жизнь с чистого листа, уроженец Беларуси в общей сложности провел в России более десяти лет, утверждая, что находился в этой стране с рождения. Казалось, со временем и сам поверил в вымышленную биографию, поэтому даже в беседе с правоохранителями на его лице не дрогнул ни один мускул – продолжал стоять на своем. А когда отрицать факт использования чужих данных стало невозможно, признал полученную при рождении фамилию. Но с оговорками: дескать, не Дербенёв, а Дербенев, и известное в криминальных кругах прозвище Дербень не его, и участник преступной организации – какой-то другой человек. И хотя остальных ее членов (с которыми запечатлен на многочисленных фото) знал, да знакомство было «шапочное».
– Он талантливый актер, мастер перевоплощений, – характеризует фигуранта начальник отдела ГУБОПиК подполковник милиции Алексей Аксёнов. – Вжившись в образ, ведет себя очень естественно: правильная речь, ни одного нецензурного слова. При этом в привычном кругу общения демонстрирует приверженность близкой с юности криминальной субкультуре. Кстати, еще в 2004 году во время обыска в квартире Дербенёва обнаружили лист бумаги с несколькими десятками его фото в различных париках, с бородой и усами, а также без них. То есть он изначально рассматривал различные варианты избежать ответственности, в том числе путем изменения внешности…
А опасаться разоблачения Дербенёву действительно было из-за чего. Один из представителей костяка банды не только знал обо всех ее зверствах, но и сам приложил к ним руку. Среди доказанных злодеяний, например, убийство одного из участников местной ОПГ. Впоследствии такая же участь постигла еще троих членов конкурировавшей с «морозовцами» группировки. Жертв вывезли в лес и заставили других невольников забить их до смерти металлическими трубами. Повязав подчиненных своей воле людей кровью, преступники вынудили их молчать о случившемся.
Участвовал Дербенёв и в расправе сразу над четырьмя потерпевшими. Их тела с привязанными к ногам металлическими траками (почерк банды Морозова) утопили в реке – некоторые в тот момент были еще живы. Кстати, это один из последних случаев, когда сообщники избавлялись от трупов таким образом.
Со временем их все же находили, и начинались ненужные подельникам разбирательства. Поэтому останки стали закапывать в лесной чаще. Дескать, конфликтовавшего с законом человека не хватятся, а даже если так, всегда можно списать на то, что он скрылся от правоохранителей…
У сотрудников ГУБОПиК есть основания полагать, что Сергей Дербенёв причастен и к ряду других преступлений. Но по некоторым истек срок привлечения к ответственности, а касаемо иных – время нахождения в местах лишения свободы осужденному они уже не увеличат.
Но, возможно, спустя много лет матери наконец смогут узнать, где покоятся их дети, и, как сами говорят, «похоронить по-человечески».
Кстати, родственники Дербенёва очень обрадовались, узнав, что он жив, и сейчас ведут с ним переписку. А вот останки около двух десятков предполагаемых жертв группировки не найдены до сих пор…
Комментариев нет