Под Светлогорском нашли авиационный двигатель времен войны: стали известны имена двух лётчиков, освобождавших район

Под Светлогорском нашли авиационный двигатель времен войны: стали известны имена двух лётчиков, освобождавших район

Осенью 2019 года в Светлогорском районе в лесу возле деревни Язвин начались раскопки. Здесь находился советский истребитель времён войны. Среди обломков конструкций были найдены костные останки человека, а на глубине около 4-х метров – двигатель.

В конце февраля 2021 года в музей мемориального комплекса, посвящённого началу наступательной операции «Багратион», привезли новый экспонат. Это – авиационный двигатель М-82. Точнее – всё, что от него осталось. Такие моторы устанавливались на советских самолётах во время войны.

Судьба боевого самолёта тесно связана с судьбой лётчика. Конечно, повреждение самолёта в бою не всегда означает смерть пилота. Человек может выпрыгнуть с парашютом или приземлить повреждённую машину. Но часто случалось, что и человек, и самолёт не возвращались из боя.

Так произошло и в нашем случае. Осенью 2019 года в Светлогорском районе в лесу возле деревни Язвин начались раскопки. По данным сотрудников Государственного музея военной истории и гомельских поисковиков, здесь находился советский истребитель времён войны. По словам участников раскопок, среди обломков конструкций были найдены костные останки человека, а на глубине около 4-х метров – двигатель. Для извлечения тяжёлой детали понадобилась техника. Обратились за помощью к руководству Светлогорского предприятия мелиоративных систем.  Затем на базу этого же предприятия отвезли сам двигатель.

«Не вернулся с боевого задания…», «пропал без вести…» – для лётчика эти лаконичные формулировки чаще всего означали гибель. Или плен. Человек, сидевший за штурвалом этого самолёта, погиб. В месте раскопок поисковикам не удалось найти каких-либо документов, удостоверяющих личность героя. Но мы всё же попытались найти его.

Не зря мы говорили о неразрывности судеб пилота и самолёта. Поэтому поиски человека начали с машины. На двигателе сохранился номер. Благодаря ему мы узнали и номер самолёта.

Удалось выяснить, что истребитель Ла-5 был выпущен Горьковским авиазаводом №21 в ноябре 1943 и поступил в 813 истребительный авиаполк 215-й авиадивизии. До июня 44-го года полк занимался учебно-боевой подготовкой и в боях не участвовал. 23 июня 813-й истребительный полк, имея 41 самолёт, начал боевую работу с аэродрома Боровики, принимая участие в наступательной операции 1-го Белорусского фронта.

В контрольном списке на убывшие самолёты и моторы 16-й воздушной армии за июнь 1944 года значится: «Самолёт Ла-5 с таким номером не вернулся с боевого задания, списан 30 июня».

Теперь осталось узнать, кто управлял самолётом. Но здесь следует учесть одно обстоятельство. Как правило, самолёт не был закреплён за каким-то конкретным лётчиком. Самолётов в частях не хватало и бывало так: по приказу командира вернувшийся из боя пилот отдыхал, а его место за штурвалом боевой машины занимал другой. Документально такие эпизоды фиксировались не всегда.

В сводке о потере матчасти 813-го полка за период с 24 июня по 7 июля 44-го года показано 9 самолётов Ла-5. Судьба семи машин пилотов известна, и лишь два истребителя не вернулись с боевого задания.

Лейтенант Платонов Евгений Яковлевич. Ведомый командира звена 1-й авиаэскадрильи. 26 июня после выполнения боевого задания при следовании на аэродром Боровики во время пробития облачности оторвался от ведущего.

Вот что пишет в донесении командир звена, старший лейтенант Чубаров:

«Звено Ла-5 под моим командованием прикрывало наземные войска на поле боя в р-не Чёрные Броды – Ратмировичи. После разрешения с командного пункта идти на аэродром взял курс на Шатилки. Этим же курсом пошли на аэродром Боровики. Лейтенант Платонов проскочил аэродром, оторвавшись от группы. Последствия неизвестны».

Мл. лейтенант Матюшин Георгий Дмитриевич. Пропал без вести 28 июня 44 года.

В своём донесении командир 1-й эскадрильи эскадрильи старший лейтенант Смирнов пишет:

«Шесть Ла-5 под моим командованием прикрывали наземные войска на поле боя в районе Березинский Форштадт. Провели воздушный бой с восемью ФВ-190. Ст. лейтенант Сенцов атаковал одного «Фоккера», его прикрывал мл. лейтенант Матюшин. При выходе из атаки он сам был атакован истребителем противника и резким переворотом ушёл вниз. Предполагаю – сбит. На аэродром не вернулся».

Вот, собственно, всё. Кто из погибших лётчиков 1-й эскадрильи 813-го истребительного авиаполка сидел за штурвалом этого самолёта, мы пока не знаем. Но благодаря этой находке стали известны ещё два воина, погибшие при освобождении нашего района. Назовём их ещё раз: Платонов Евгений Яковлевич и Матюшин Георгий Дмитриевич, обоим было по 22 года. Вечная им память…

0
Совет Федерации одобрил продление кредита для строительства АЭС в Беларуси Генпрокуратура направила в суды 468 дел, связанных с протестами

Комментариев нет

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *